скрыть общую навигацию по сайту

Вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "ИСТОРИЯ  и ФИЛОСОФИЯ НАУКИ". Часть 1.

(Для всех специальностей)

 

примерный перечень 

 

1. Предмет, проблемы и основные этапы развития философии науки.

 

2. Наука как социальный институт. Исторические формы институциональной организации науки. Возникновение академий в Новое время.

 

3. Наука как социальный институт. Эволюция университета как института науки. Основные тренды развития современного университета в условиях глобализации экономики.

 

4. Три типа научной рациональности Нового времени: классическая, неклассическая, постнеклассическая (общая характеристика).

 

5. Позитивистская традиция в философии науки. Философия науки логического позитивизма

 

6. Стандартная (неопозитивистская) модель научного знания, ее достоинства и ограниченность.

 

7. Постпозитивизм: ориентация на проблемы развития знания, историю науки. Критика стандартной модели научного знания.

 

8. Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Понятие парадигмы и ее важнейшие составляющие. Т. Кун о несоизмеримости научных парадигм.

 

9. Философия науки К. Поппера. Принцип фальсификации. Эволюционная модель развития науки.

 

10. Концепция методологии научно-исследовательских программ Имре Лакатоса.

 

11. Майкл Полани о личностном знании.

 

12. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

 

13. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Факты, классификации, эмпирические законы. Теоретическая нагруженность фактов.

 

14. Теоретическое знание, его особенности и виды.

 

15. Наука и псевдонаука. Типы псевдонаучного знания. Критерии демаркации.

 

16. Наука и псевдонаука. Идеологизация науки как один из источников формирования псевдонаук. Псевдонаучные учения в естествознании и гуманитарных науках.

 

17. Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция «нормативного этоса» науки Р. Мертона и её критический анализ.

 

18. Этика науки. Этическая ответственность ученых и свобода научного исследования.

 

 

Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу "ИСТОРИЯ  и ФИЛОСОФИЯ НАУКИ". Часть2.

(Социальные и гуманитарные науки)

 

 

примерный перечень

 

1. Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.

 

2. Оппозиция натурализма и культурцентризма в методологии социально-гуманитарных наук. Роль естествознания как образца для СН, позитивизм, натуралистические программы в СН. Подчеркивание специфики гуманитарных наук (герменевтика, неокантианство).

 

3. Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.

 

4. Модели «экономического человека» и теория рационального выбора Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений.

 

5. Виды социальных теорий: универсальные, теории среднего уровня, "эффекты". "Эффекты" как своеобразные мини-теории. Многосторонний теоретический подход и междисциплинарность.

 

6. Основные модели исторического процесса в философии истории ХIХ в. (Гегель, Маркс, неокантианство)

 

7. История как текст. Проблемы переживания, понимания, истолкования истории (Дильтей, Гадамер)

 

8. Трактовки исторического метода в аналитической философии истории

 

9. Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев)

 

10. Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский)

 

11. «Презентизм» и «антикваризм» как методологическая дилемма историко-культурного анализа.

 

12. «Презентизм» и «антикваризм» как ключевая методологическая проблема исторического познания.

 

 

 

 

1.       Социокультурные факторы формирования социальных наук (СН) в XVIII-XIX вв. Концепции генезиса дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика предмета и метода СН.

2.       Роль естествознания как образца для СН, позитивизм, натуралистические программы в СН. Борьба с холистическими и метафизическими взглядами на общество в процессе развития социальных наук. 

3.       Социальное познание и «природа человека»: классические подходы. Формирование модели «экономического человека» и ее характеристики. «Социологический человек» (Р. Дарендорф), «психологический человек». Проблема реалистичности моделей человека в социальном познании.

4.       Модели «экономического человека» и теория рационального выбора Распространение модели рационального максимизирующего выбора на анализ социальных явлений.

5.       Природа ценностей. Новоевропейский идеал ценностно-нейтральной науки. Сущее и должное, факты и оценки, описательные и ценностные суждения. «Гильотина Юма». Роль ценностей в неокантианской методологии гуманитарных наук. Принцип «свободы от оценок» в методологии социального познания М. Вебера.

6.       Роль ценностей в социальном познании. Методологические, этические и идеологические ценности. Возможен ли «спор о ценностях»? «Позитивная» и «нормативная» теории. Современные трактовки возможности свободной от ценностей социальной науки.  

7.       Виды теорий: универсальные, теории среднего уровня, "эффекты". "Эффекты" как своеобразные мини-теории. Многосторонний теоретический подход и междисциплинарность.

8.       Роль моделей в научном познании. Мысленные эксперименты в естественных и в социальных науках.

9.       Основные модели исторического процесса в философии истории Х!Х-ХХ вв. (Гегель, Маркс, Ницше, Баденская школа)

10.   Трактовки исторического метода в аналитической философии истории

11.   История как текст. Проблемы переживания, понимания, истолкования истории (Дильтей, Гадамер)

12.   Постструктурализм. Влияние его идей на методологию. Критика платонизма. Нарратив и метанарратив. Знание и власть. Смерть автора. Проблема симулякра.

13.   Проблемы методологии в отечественной исторической науке (В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский)   

14.   Концепции исторического процесса в русской философии 19-20 вв. (Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин)  

15.   «Презентизм» и «антикваризм» как методологическая дилемма историко-культурного анализа.  

16.   «Презентизм» и «антикваризм» как ключевая методологическая проблема исторического познания.