скрыть общую навигацию по сайту

Программы кандидатских экзаменов

Рабочие программы и ориентировочные вопросы экзамена кандидатского минимума по

 ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

 

 

Тема 1. Предмет и основные проблемы философии науки

 

(1) Предмет и основные проблемы философии науки. Философия науки как часть философских систем и как специальная философская дисциплина. Профессионализация науки в 18-нач.19 вв., генезис социально-гуманитарных наук. Основные трактовки задач философии науки. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

 

(2) Позити­вистская традиция в философии науки. Возникновение философии науки (Конт, Милль). Классификация и типология наук. Естественные, социальные и гуманитарные науки.

 

Тема 2. Философия науки логического позитивизма

 

(3) Философия науки логического позитивизма. Венский кружок, отличие от раннего позитивизма. Разграничение контекста открытия и контекста обоснования. Эмпиризм, формальные и эмпирические науки, принцип верифицируемости как критерий различения (демаркации) науки и метафизики, науки и псевдонауки.

 

(4) Стандартная модель научной теории: факты, эмпирические законы, теоретические законы. Эмпирический и теоретический кумулятивизм как модель роста знания, принцип соответствия.

 

Тема 3. Постпозитивизм. Концепция науки и ее развития Т. Куна

 

(5) Постпозитивизм: ориентация на модели развития знания, на объяснение истории науки. Критика неопозитивистской модели развития научного знания.

 

(6) Основные идеи концепции научных революций Т. Куна. Понятия “научное сообщество”, “парадигма”, “нормальная наука”. Научная революция: “аномалии”, кризис, смена парадигм. Социально-психологическое объяснение научных революций. Тезис Куна о несоизмеримости парадигм.

 

Тема 4. Фальсификационизм К. Поппера

 

(7) Философия науки К.Поппера: принцип фальсифицируемости как критерий демаркации. Метод проб и ошибок. Фаллибилизм. Эволюционная концепция развития знания Поппера

 

Тема 5. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. Методологический анархизм П.Фейерабенда

 

(8) Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. И. Лакатос о догматическом и методологическом фальсификационизме. Структура научно-исследовательской программы. «Ядро» и «защитный пояс» НИП, «отрицательная и положительная эвристика», «прогрессивный и регрессивный сдвиг проблем». Развитие знания как конкуренция научно-исследовательских программ.

 

(9) Методологический анархизм П. Фейерабенда: «против метода», идея «пролиферации теорий», наука и вненаучные формы знания.

 

Тема 6. Структура научного знания. Методы науки.

 

(10) Методы эмпирического познания. Наблюдение, измерение, эксперимент. Эмпирические факты, проблема тео­ретической нагруженности факта. Классификации, типологии, эмпирические законы.

 

(11) Теоретическое знание и его структура. Теоретические моде­ли и законы. Метод гипотез в построении теорий. Структура научного объяснения. Специфика теорий в социальных и гуманитарных науках.

 

Тема 7. Типы науки. Научные революции.

 

(12) Генезис науки Нового времени и основные стадии ее развития. Типы научной рациональности Нового времени (XVII – XXI вв.): классическая, неклассическая, постнеклассическая.

 

(13) Концепции ведущих факторов научного развития (интернализм и экстернализм). Кумулятивные и некумулятивные модели развития научного знания. Типы научных революций. Роль философских идей в развитии и обосновании научного знания.

 

Тема 8. Наука и псевдонаука

 

(14) Наука и псевдонаука. Критерии демаркации науки и псевдонауки в неопозитивизме и философии науки К.Поппера. Типы псевдонаучного знания: паранаука, псевдонаука, девиантная наука, альтернативная наука. Дополнительные признаки псевдонаучного знания. Марксизм и психоанализ: науки или псевдонауки?

 

(15) Наука и псевдонаука. Идеологизация науки как механизм появления псевдонаук ("арийская наука", "мичуринская биология" Лысенко и др.). Псевдонаучные учения в гуманитарных науках.

 

Тема 9. Наука как социальный институт. Этика науки.

 

(16) Наука как социальный институт. Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия).

 

(17) Этика науки. Автономия научного сообщества. Концепция “нормативного этоса” науки Р.Мертона. Протестантские корни научного этоса. Критический анализ концепции Мертона: академическая и "Большая наука", соотношение норм и контр-норм. Наука и власть.

 

Тема 10. Наука в контексте современной цивилизации. Особенности современного этапа развития науки.

 

(18) Наука в контексте современной цивилизации. Традиционный и техногенный типы цивилизационного разви­тия. Характеристики постнеклассической науки в контексте постиндустриального общества. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Соотношение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Сциентизм и антисциентизм. Становление и значение парадигм самоорганизации и глобального эволюционизма.

 

Основная литература (учебники):

 

Никифоров А.Л. Философия и история науки. М., 2008.

 

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

 

Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005.

 

Философия науки. Под ред. А.И. Липкина. М., 2007

 

Справочная литература:

 

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

 

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова. М., 2009.

 

Электронные материалы:

 

Краткий словарь по философии науки: на сайте web.ff-rggu.ru

 

Конспекты лекций и дополнительные тексты: на сайте web.ff-rggu.ru

 

Дополнительная литература:

 

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских кон­цепций на развитие научных теорий. М., 1985.

 

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

 

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

 

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

 

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

 

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

 

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

 

Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

 

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

 

Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

 

Философия науки//Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 2004.

 

Хакинг Я. Представление и вмешательство. М., 1998